Что произошло с ценами на металл?
В второй половине декабря прошлого года металл вырос более чем на 50%. Такого стремительного повышения на моей памяти не было никогда. Казалось бы по логике должно быть все наоборот. Пандемия коронавируса должна была привести к падению цен, а все произошло совершенно наоборот. Давайте проанализируем, что явилось причиной такого роста и надолго ли он пришел?
Как ни странно сама пандемия коронавируса и стала одним из главных факторов роста цен на металл.
Из-за введенного карантина на большей части нашей планеты, во всем мире резко снизился ломосбор и возник жуткий дефицит металлолома. Цены на лом выросли ,например, в Турции с 200$ в апреле до 400$ за тонну в декабре и превысили 500$ CFR в начале года. В настоящее время происходит незначительная коррекция, но цены на лом в Турции все равно превышают 410-420$, и прогноз на ближайшее время на частичное восстановление цен есть. В России цены на лом также в течении года выросли в два раза и доходили до 28-30 тысяч рублей за тонну.
Также стремительно выросла цена на железную руду. Здесь причина роста другая — 25 января 2019 года прорвало дамбу хвостохранилища на железорудной шахте в городе Брумадиньо в Бразилии в крупнейшей рудодобывающей компании в мире Vale. В результате прорыва дамбы погибло 259 человек. Комиссия, расследовавшая причины аварии, выявила многочисленные нарушения техники безопасности при строительстве дамб. Итогом стало закрытие 20% мощностей компании, что привело к уменьшению Vale экспорта ЖРС на 80 млн тонн в год. До сих пор эти мощности не восстановлены. Новые ГОКи в Африке, Канаде и Австралии еще не построены. Результатом явился рост цен на ЖРС с 50$ в январе 2019 до 170$ в декабре прошлого года. Сейчас цены скорректировались до 157$, но эксперты прогнозируют частичное восстановление цен.
Но главная причина роста цен на металл это всё-таки возникший в четвертом квартале прошлого года сильнейший дефицит металла. Виновата опять пандемия. Во втором квартале прошлого года, когда она начала распространяться по всему миру, правительства многих стран перегнули палку и ввели жесткий карантин. Он коснулся не только закрытия кафе, магазинов и ночных клубов, но и, например, в Москве закрывались стройки, во многих странах закрывались даже заводы. В результате владельцы металлургических компаний повсеместно сократили мощности по выплавки стали и чугуна.
И когда осенью началась вторая волна коронавируса, металлурги подумали, что будут введены такие же строгие карантинные меры, какие были весной, и не стали вводить в строй закрытые мощности. Однако, правительства многих стран, помня о рекордных падениях ВВП во втором квартале, не стали вводить жесткие ограничения. В результате, во всем мире восстановились объемы строительства и промышленного производства, а производство металла было сокращено. Результатом стал дефицит.
Также надо упомянуть Китай. Поднебесная уже давно производит и потребляет металла больше, чем весь остальной мир. И часто ведет себя как слон в посудной лавке. Для Китая очень подходит в переделанном виде русская пословица - «Что всему миру пандемия — китайцу хорошо». Несмотря на то, что Китай является родиной коронавируса, он, благодаря жесточайшему карантину и национальному менталитету, выражающемуся в привычке к дисциплинированности, смог быстро справиться с пандемией. А как только заболеваемость упала, китайское правительство резко снизило налоги и обязательные платежи и накачало экономику дешевыми кредитами. Только в октябре было запущено 4,5 тысячи новых проектов с совокупными инвестициями в 3,22 триллиона юаней или 493 млрд долларов США! В итоге потребление стали в Китае в 2020 году выросло на 9.6% и достигло 1,053 миллиарда тонн, а в строительном секторе рост составил 13.4% или 574 млн тонн стали. За год потребление стали в Китае увеличилось на 84 млн тонн. Для справки — в России в 2020 году произведено 73.4 млн тонн, из них половина уходит на экспорт, то есть в Китае за год потребление стали выросло больше чем все производство стали в России!
,Теперь что касается роста цен в России, почему у нас так резко выросли цены в конце года?
Обычно как происходит — когда заводы начинают поднимать цены, то металлотрейдеры уже готовы к этому и имеют высокие складские остатки и ими гасят резкие колебания цен заводов. Что произошло в этот раз? Опять виноват коронавирус.
Когда в августе впервые незначительно поднялись прайсы у металлургических заводов, то все металлотрейдеры подумали — какой рост, пандемия на дворе. И не стали увеличивать складские запасы. В сентябре цены опять подросли, все подумали — в октябре остановятся. В октябре опять подросли, все решили — в ноябре упадут. В ноябре подросли — все решили, что в декабре уж вообще обвалятся цены, а они раз и на 50% взлетели! И получилось что произошел мощнейший скачок цен, а у всех трейдеров пустые склады!
Справедливости ради надо признать, что в такой ситуации оказались не только российские металлотрейдеры, это общемировая тенденция. За 2019 и три квартала 2020 года уровень складских запасов проката в европейской сбытовой сети уменьшился на 19 млн тонн. И получается, что заводы мощности по производству стали не восстановили, а стройки и промышленные предприятия по всему миру работают без ограничений. Результатом стал дефицит и рост цен. Когда трейдеры во всем мире это осознали, они начали скупать усиленно металл где только возможно. И для российских металлургов настал звездный час. Они в конце ноября-начале декабря продали на экспорт по очень высоким ценам весь свой объем производства за декабрь, январь и февраль. Во второй половине декабря некоторые заводы пошли вообще на неблаговидные поступки. В частности БМК аннулировал в одностороннем порядке подписанные ими спецификации на декабрь, январь и февраль и одновременно поднял прайс на 50%! Цены в России полетели вверх и даже немного превысили мировые, хотя всегда у нас внутренние цены были или ниже или равны мировым.
Что в итоге?
Хотя во всем мире и началась прививочная компания, но темпы заболеваемости практически нигде не уменьшаются. Значит карантинные меры во многих странах сохраняются, сбор металлолома в ближайшее время не восстановится и высокие цены на лом сохранятся по крайней мере в первом полугодии. В России введется заградительная пошлина на экспорт лома в 45 Евро, но существенного снижения цен это не вызовет. Есть у нас еще один фактор, способствующий росту цен на лом. Сейчас в стране закончился лом, который резали из металла, произведенного в Советском Союзе. В девяностых потребление металла резко сокращалось, а сейчас режут лом как раз из металла, произведенного в середине девяностых. А так как его потребление в стране было низкое, то и лома в большом количестве взять не откуда. Это как демографическая яма, которая случилась, когда стали рожать дети войны. Во время Великой Отечественной рождаемость была крайне низкая и мы имели резкое падение рождаемости в конце шестидесятых и в начале девяностых, сейчас третья демографическая яма у нас. То же самое произошло и с металлоломом.
На железную руду в будущем году будет сохраняться дефицит. В Бразилии экспорт ЖРС еще не восстановится, а Китай в прошлом году увеличил импорт руды на 100 млн тонн и в этом году ему придется закупить за рубежом 1.14 млрд тонн ЖРС! Так что цены на руду в первом полугодии будут сохраняться на высоком уровне.
Закрытые мощности по производству стали постепенно будут восстанавливаться и дефицит металла будет сокращаться.
В России спрос на металл резко упал, строители и промышленники находятся в шоке и меняют строительные сметы. Неблагоприятная погодная обстановка в центральной России в январе также не способствовала спросу на металл. Металлотрейдеры будут испытывать дефицит оборотных средств и те, кто находится в тяжелой финансовой ситуации, будут демпинговать и сбрасывать металл с отрицательной маржой. Поэтому до весны будет происходить незначительная коррекция. Однако как только начнется строительный сезон и спрос начнет восстанавливаться, тут и выяснится насколько окажутся пустыми склады у трейдеров и рост цен в апреле может возобновиться.
С металлическими сетками ситуация еще сложнее. Производители сеток к середине декабря подошли с пустыми складскими остатками сырья, когда начался скачок цен, они не решились закупать металл по высоким ценам. В январе большинство заводов останавливались на ремонт оборудования (не потому, что станки требовали срочного ремонта, просто закончилось дешевое сырье). Сейчас они или вообще прекратили закупки по баснословным ценам, или покупают крайне незначительно под редкие заказы.
Я прогнозирую сильный дефицит строительных сеток в начале строительного сезона. Ни у производителей, ни у трейдеров запасов позволяющих удовлетворить потребности рынка нужных объемов просто не будет.
Также надо отметить, что цены на сетку до сих пор сохраняются ниже текущих цен на сырье из которого они производятся. И если арматура и остальной металлопрокат достигли пика цен и с ними происходит незначительная коррекция, то сетки имеют еще высокий потенциал для роста.
Поэтому сейчас самое время закупить сетки перед началом строительного сезона!
Щербаков Виктор,
Мир сетки